Եթե դու մի օր դադարես կարդալ, Ես էլ երբեք չեմ գրի… Այլևս չի լինի աշխարհի վրա քո մասին ոչ մի տող… Կլինի Շեքսպիրը, Լորկան… մարդիկ կկարդան Կորտասար, Կկարդան Եսենին…Հերման Հեսսե… Ես անսահման կսիրեմ Սահյան, Հեմենգուեյ… բայց էլ երբեք չեմ գրի… …եթե դու մի օր դադարես կարդալ…

Поиск по этому блогу

понедельник, 12 октября 2015 г.

Светлячок

 Светлячки - это капельки света в темноте, звезды, кажущейся так близко, что я ловила их, крепко держала в руках и одним глазом подсматривала, будут ли они испускать такой же яркий свет в моих ладонях? Светлячки постепенно начинали угасать.
Света было больше в их полете, в свободе. Колдовство этого полета была ярче, чем мерцающий свет. 
Темнота, с легкостью света, ложиться на крыши домов. Я смотрю на сутулые фонари, и вспоминая мерцающею светлячками тропинку, постепенно ускоряю шаги.
 Большое дерево сирени, возле которого собирались домашние и ждали отсутствующих, срубили. Во дворе было вишневое дерево, ветви сирени мешали ему расти, и дед тогда выбрал плодовитое. Через пару лет вишня засохла. Неисповедима природа, может засохла, потому что у всего на свете должна быть пара. Мы так привыкли, и ничто нас не изменит.
 В городе жарко. Дни становятся длиннее, темнеть стало позже. Свет фонарей утяжеляет воздух,  делая ночи невыносимыми. Уже дома я надеваю свой халат с  вишневой расцветкой и в который раз листаю свой старый альбом, чтобы никогда нечего не забыть.
 Уходя, нужно оставлять все альбомы в отцовском доме, ничего не нужно брать с собой из дома, где прошло твое детство, каждая вещь привязана к месту, где ее любили, где она была нужна.
 Дед говорил, что светлячки и днем летают вокруг нас,  только свет солнца очень яркий и от того мерцание их нам невидимо.
Я все думала ‘’А что, если днем светло, потому что светлячки летают, но никто этого не понимает...?’’
Каждый день я прохожу мимо магазинов, мимо лавок, покупаю хлеб и здороваюсь со старушками, сидящими во дворе, но никто, я уверенна, этого не замечает, и если однажды я решу никогда больше не делать всего этого, никто не заметит моего отсутствия. И  вряд ли что-то на земле изменится.  
Так, в природе у всего должна быть своя пара, даже у человека, чтобы он умножился, и  присутствие его стало заметным.
В деревне больше никто не видит светлячков. Говорят они исчезли. Темнота окутала и их, и теперь где-то в воздухе летают простые насекомые, чей свет уже не имеет значения.
Я не знаю что лучше, мое одиночество, или дом, наполненный людьми и событиями, где даже у кофеварки есть своя история? Я знаю лишь то, что никто не боится одиноких рассветов и полудней, все бояться одиноких ночей, потому что в это время суток все мы становимся чуть сентиментальнее, чуть глубже.
Цена свободы в одиноких ночах.
Ночью снова будет дождь, утром звук дождя еще будет слышен на мокром асфальте.. Жара не даст поддаться воспоминаниям, одиночество станет наказанием пока воздух будет так неподвижен.
Примирившиеся между собой воспоминания с ветерком принесут запахи сирени и цветущей вишни. 
Я, обретшая себя и свое прошлое, задышу снова. Необычайно быстро настает время, когда слова обретают свой истинный смысл. В 18 лет прошлое было лишь словом, а теперь это целая история.
 Так какой-то обычный предмет, ручка или кольцо обретает особый смысл, когда на пару мгновений оказывается в руках кого-то важного. Ты не перестаешь носить это кольцо, и не перестаешь писать этой ручкой, и пить кофе из того стакана и беспрерывно смотреть из окна, чтобы увидеть ту картину, которую он унес в своих глазах.
 Так одиночество прерывается местами, как разделяющие темноту светлячки. 
P.S. Мне кажется, кто-то одним глазом смотрит на меня через свои крепко закрытые ладони, трясет меня, пытается разбудить, увидеть мерцание, но потухший свет уже не становится прежним, я это знаю, ведь когда я отпускала светлячка, от него уже никогда не исходило того света….


Ани Магакян
перевод с армянского-Лиана Ванесян

1 комментарий: